Уже с середины XVIII века на ряде уральских заводов помимо предметов быта, необходимой в хозяйстве посуды начинают изготавливать «лаковые блюда и подносы».

Промысловым центром изготовления подносов стал Нижний Тагил. В 30-40-е годы XIX века в Нижнем Тагиле насчитывалось 24 мастерские, занимавшиеся изготовлением подносов и других вещей, украшенных живописью. Эта продукция пользовалась спросом не только на самом Урале, но и далеко за его пределами.

02

Известны подносы разных форм: прямоугольные, с прямым, закругленными или сдвоенными углами, восьмигранные со срезанными углами, с приклепанными ажурными боками, овальные, круглые, квадратные.

Подносы были двух видов: картинные и собственно подносы. Подносы-картины использовали для украшения жилища, на ни изображались пейзажи, сюжетные сцены, натюрморты.

03

Картинный поднос

Обычные подносы различались по характеру использования: «скатертные» (были во всю ширину стола и как бы заменяли столешницу), «чайные», «рюмочные» и др.

Слова «тагильский поднос» в первую очередь ассоциируются с «уральским букетом» - цветочной росписью по металлу. Краски для росписи изготовляли из местных минералов и глин. Фон был красно-коричневый, зеленый или синий, в росписи применялись оранжевые, белые, сине-голубые, желтые, темно-коричневые и черные тона.

В 1814 году на горе Высокой рядом с Нижним Тагилом открыли месторождение малахита. А низкие сорта малахита как раз использовались для приготовления красок. С той поры в росписи появилось обилие холодновато-зеленых тонов.

Вот как описывает исследователь уральской росписи В. А. Бородулин процесс росписи: «Последовательность выполнения росписи была следующая: нанесение основных живописных пятен, живописная их разработка тенями и пробелами, окончательная отделка сериями мелких темных или светлых штрихов.

Главные элементы простейших композиций- круглый цветок или розетка, ветки с перистыми листьями, мелкие бутоны и ягодки».

Последовательность изготовления подноса была следующая: мастер-коваль выковывал форму, загибал борта, затем поднос шлифовали, шпаклевали, покрывали темной краской – грунтом, олифой и ставили в печь для закалки. Закаленный поднос покрывали черным лаком, еще раз сушили в печи, окрашивали фон и отдавали на роспись. Расписанный поднос лакировали прозрачным лаком и закаливали в печи.

Тагильский лак называли «хрустальным». Он был прозрачен, как стекло, тверд – не процарапывался ножом, устойчив к жару – ни горячий самовар, ни кипяток, случайно пролитый, не портили его сверкающей брони, ни кислота его не брала, ни огонь. Говорили: «Бумагу сожгут на нем, пепел останется и все».

О знаменитом тагильском лаке ходили легенды. П. П. Бажов даже сказ написал о том, как пытался иностранец выведать секрет этого лака.

Молва приписывала изобретение лака крепостному Демидовых Андрею Степановичу Худоярову (1722-1804), «первому» тагильскому мастеру. Он оставил «сие секретное искусства только некоторым своего рода потомкам».

Семья Худояровых занимает особое место в развитии живописного искусства в Нижнем Тагиле.

Значительную часть работы Худояровы выполняли по заказам Н. А. Демидова для его московских и петербургских дворцов. В московском слободском доме Демидова была комната с зеркальным плафоном, убранная по стенам «лакированными, покрытыми живописью, дощечками», на которых изображены самые разнообразные и красочные птицы и бабочки. За эту удивительную по тонкости и мастерству работу Демидов пожаловал своим крепостным живописцам по кушаку, шапке и «на кафтаны».

Худояровы не только расписывали подносы, но и писали картины. Самая известная – «Листобойный цех» Павла Федоровича Худоярова. Специалисты отмечают не только мастерство художника, но и человека, хорошо знающего жизнь заводского производства.

04

П. Худояров. Листобойный цех

А вот в творчестве его брата Исаака Федоровича тема труда отошла на второй план «перед стремлением передать красочность народной жизни, богатства природы, ее поэзию». Страстный садовод, он на своих подносах и шкатулках изображал диковинные букеты, образцами которых служили цветы, выращенные им самим.

В настоящее время в Нижнем Тагиле сохранился дом Худояровых, построенный не позднее 1843 года. Принадлежал семье Исаака Федоровича Худоярова, позднее там жили его потомки. В советское время здание было приспособлено под коммунальное жилье. В 1982 году дом был перенесен на территорию этнографического комплекса на ул. Тагильскую и восстановлен на новом месте с заменой фрагментов бревен. В настоящее время в здании находится Музей истории подносного промысла «Дом Худояровых».

 

Информационные источники:

  • Вяткин В. Наследники Мастеров [Текст] // Уральский следопыт. – 1987. - № 11. – С. 31-32.
  • Карякина О. «Костер рябины на подносе» [Текст] // Уральский соледопыт. – 2006. - № 3. – С. 2022.
  • Крживицкая Е. Э. Художественная культура Урала: Книга для чтения в старших классах общеобразовательной школы / Крживицкая Е. Э. Сергеев А. Ю., Аллахвердиева Н. Б. [Текст]. – Екатеринбург : Издательский дом «Сократ», 2003. – С. 148-155.
  • Мурзина И. Я. Художественная культура Урала: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов [Текст]. – Екатеринбург : Издательство Дома учителя, 1999. – С. 86-96.
  • Подкорытова Н. Лаковое совершенство [Текст] // Областная газета. – 2006. – 19 мая (№ 149-150). – С. 21.
  • Подкорытова Н. Лаковая живопись Урала [Текст] // Областная газета. – 2006. – 30 нояб. (№ 402). – С. 22.
  • Фролова Е. Букет на подносе [Текст] // Очаг. – 1994. - № 2. – С. 40-41.
  • Хайдукова Л. Цветы Елены и для Елены [Текст] // Культура Урала. – 2022. - № 6. – С. 76-77

Составитель: Подгорнова Э.А., зав. Центром патриотизма «Родина»

Подпишитесь на рассылку

Каждый месяц мы будем присылать вам самое интересное

Присоединяйтесь в соцсетях

Дружите с Публичной Библиотекой