Андреева Ольга Евгеньевна, заведующая филиалом «Читай-город».

Уважаемые коллеги, я рада представить вашему вниманию свой доклад и рассказать о нашем опыте работы.

Рэй Ольденбург употребил понятие «третье место» в своей книге еще в 1989 году, но с тех пор тема пути развития библиотек как «третьего места» — одна из наиболее обсуждаемых тем в библиотечном сообществе. 

 «Третье место» – общественное пространство, предоставляющее возможности для общения, творчества, саморазвития и самовыражения, там приятно находится и туда хочется возвращаться. Первым местом при этом считается дом, а вторым место работы или учебы.

И библиотека вполне может быть таким местом. Местом, где ребенок или взрослый проводит достаточно много времени, где ему интересно, увлекательно, уютно и хорошо. Сделать таким пространством библиотеку залог ее продолжительной и счастливой жизни.

Мы стремимся создать в своей библиотеке именно такое пространство, где можно не только почитать или взять книгу домой, но и узнать что-то новое, поиграть, сделать уроки, встретится с друзьями или просто пообщаться.

Наш филиал можно назвать информационным и культурным центром Автозаводского района. Мы не только территориально доступны жителям, но и одно из немногих культурных мест, которые можно посетить бесплатно. Значительная часть читателей филиала - это семьи и дети, которые приходят к нам за книгой или просто провести свободное время и организовать интеллектуальный досуг.

Можем ли мы сказать, что приблизились или стали «третьим местом» нашего района?

Филиал расположен на втором этаже торгового центра.  Рядом находятся жилые дома, две школы, детские сады, почта, аптека, ремонт обуви, медицинский центр, кафе, цветочный магазин. Несмотря на это внутри библиотеки комфортно, нет посторонних звуков или шума транспорта. Школьники прибегают к нам после уроков, молодые мамы заглядывают с детьми по пути в магазин, аптеку или почту. Особенностью нашей библиотеки является наличие игровой комнаты.

Пока мама выбирает книжку для малыша, он с радостью занят купанием в сухом бассейне или игрой. Это очень удобно и комфортно и маме, и ребенку.

Интерьер третьего места должен располагать к тому, чтобы спонтанно зайти в него и задержаться чуть больше того, что ты планировал. Поэтому в оформлении интерьера мы уделяем внимание даже мелочам. «Мелочи не играют решающей роли, они играют все!»

Буквы на разделителях, интересные указатели, оригинально оформленные книжные и художественные выставки, афиши: все должно привлекать и радовать глаз читателя.

Мы придерживаемся мнения, что информационное пространство библиотеки должно немного быть шире ее стен, захватывать прохожего. Очень часто жители даже не знают о существовании библиотеки в своем районе, потому что внешне она никак не проявляется. Поэтому иногда МЫ выходим на улицу. Например, чтобы провести акцию «Как пройти в библиотеку?» или праздник на открытой площадке «Пикник с литературными героями».

Для того, чтобы сделать библиотеку привлекательнее и заметнее со стороны улицы мы задействовали окна.

Все окна библиотеки оформлены слоганами о пользе чтения, но год назад мы решили задействовать их больше и к Новому году оформили с помощью декораций в виде города выполненных в технике стайрофоминга и дополнительно украсили гирляндами.

В это время в библиотеке проходила выставка работ участников конкурса «Домик Деда мороза», и ее мы решили расположить прямо на подоконниках, чтоб подарить новогоднее настроение всем, кто проходит мимо.  Мы видели, как прохожие останавливаются смотрят, особенно дети. Люди заходили, интересовались, что находится в помещении, так мы приобрели новых читателей.

После этого было решено одно из окон, ближайшее к входу, сделать витринным. Оформлять его к различным праздничным датам, экспонировать поделки, ставить книжные выставки лицом к «миру». Окна выходят в так называемую «Галерею» - проходное место - и расположены достаточно низко. Прохожий может легко заглянуть в такое окно, увидеть, что в библиотеке «есть жизнь».

О том насколько детям действительно комфортно в стенах библиотеки можно судить по наличию так называемых неорганизованных читателей. цифры мы представили на слайде. Для сравнения взяли допандемийный 2019 год, 2022 и 2023.

Второй год в филиале идет проект «Игрополис», который включает «Игротеку» для ребят от 6 лет и «Игроманию» для подростков от 12 лет.

Игрополис - это время игры. Все мы знаем, что игра имеет огромное значение для формирования личности ребенка. Идея организовать такие часы появилась у нас во время планирования летней кампании. Чтобы читатели не забывали летом, что библиотека - это не только место, где они могут взять книги из школьного списка для чтения, но весело, интересно и с пользой провести время, мы организовали игротеки, на которые приглашали ребят от 6 до 10 лет два раза в неделю.

Широкий выбор интересных настольных быстро привлек внимание ребят. Сегодня в нашем игрофонде более 50 настольных игр. Большую популярность приобрел большой настольный хоккей. Мало кто может пройти мимо него. Приятно видеть, когда родители тоже «включаются» и играют в него вместе с детьми.

В то же время библиотекари сами придумывали новые формы игр. Так появилась «Напольная бродилка», которая была расчерчена мелом прямо на полу в библиотеке, а гигантские кубики сшиты самостоятельно. Дети были в полном восторге, что теперь, сами играя роль фишек, кидали кубики, передвигались по клеткам и выполняли различные задания: прочитать сказку в стиле рэп, станцевать как балерина, выпить «отвар из грибов» Бабы-Яги… Проводились также интерактивные состязания по типу игр «Где логика?», «Своя игра», «Музыкальный батл» и др.

Через некоторое время ребята начали приходить и играть, самостоятельно организовываясь в группы. Состоялось даже несколько настоящих турниров! С началом учебного года мы решили не останавливаться и продолжили эту практику.

Например, в феврале, в Неделю безопасного рунета, состоялся чемпионат по собиранию онлайн-пазлов.

Ребят старше 12 лет привлекла идея проводить в библиотеке по вечерам «Мафию», но мы добавили в нее литературный контекст, поэтому проводим «Литературную мафию», в которой все участники являются героями определенной книги.

Например, прошли игры по книгам «Гарри Поттер», «Чарли и шоколадная фабрика», «Алиса в Стране Чудес», а также посвященные славянским мифам и героям МАРВЕЛ. Встречи «игроманов» проходят раз в месяц в пятницу вечером. Команда собирается из ребят от 11 до 16 лет. (слайд)

Каждую пятницу открывает свои двери мастерская «Мастерская Самоделкина». На творческих занятиях ребята освоили технику оригами, пластилинографию, учились рисовать картины гуашью и создавать поделки из вторсырья и природного материала. Наши читатели делали подарки на все возможные семейные праздники для своих мам, пап, бабушек и дедушек, узнали много интересного, нашли новых друзей. Творческие занятия в библиотеке не только развивают детей, они дарят ощущения спокойствия и уюта, прививают любовь к библиотечному пространству на всю жизнь. Многие ребята, даже не заглядывая в афишу просто приходят в пятницу, приводят друзей. Очень часто даже не к началу мероприятия, а намного раньше, чтобы поиграть в настольные игры, почитать книги или журналы. Они знают, что их ждут и скучно не будет.

Немало поклонников собирают тематические вечеринки. Например, в этом году летом у нас состоялась веселая «Арбузная вечеринка».

А Новогодняя вечеринка запомнилась нашим гостям тем, что для них было открыто даже таинственное темное хранилище, секрет которого им предстояло разгадать.

Большое внимание наша библиотека уделяет продвижению семейного чтения. Сегодня, когда занятость работающих родителей, бабушек и дедушек – неоспоримый факт и книга в большинстве семей перестает быть темой для разговора, воссоздать традицию семейного чтения становится задачей библиотеки. Ведь именно библиотекарь знает, ЧТО почитать и КАК это сделать, чтобы заинтересовать ребенка. Это привлекает наших участников субботних встреч, на которые родители или бабушки и дедушки приводят наших совсем юных читателей. Здесь происходит первое знакомство ребенка с книгой, громкие чтения, сопровождающиеся иллюстрациями на большом экране.

В рамках программы «Детское время» мы ставили маленькие спектакли, мастерили поделки, рисовали на песочном столе и даже встречали необычных гостей.

Например, на мероприятие по сказке Юрия Заритовского "Ёжик без иголок" мы пригласили настоящего ежика альбиноса! Дети конечно были в восторге, разглядывали его и задавали вопросы: Что он ест? Сколько ему лет? Почему он белый?

А на творческой мастерской Самоделкина, ребят ждал не только мастер-класс по изготовлению черепашки в технике плетения мАндалы, но и настоящий красноухий гость Виктор Андреевич.

Безусловно, присутствие животного делает впечатление от встречи намного ярче и дольше запомнится, а, следовательно, оставит приятный след в душе ребенка и сама библиотека.

На пути к «третьему месту» мы не стремимся полностью трансформироваться и перенять функции антикафе или развлекательного центра. Но ставим задачу сделать библиотеку интереснее, привлекательнее доступнее и понятнее для ребенка, а значить проложить ту дорожку, которая рано или поздно приведет его к книге. Очень надеемся, что нам это удается. Спасибо за внимание, коллеги!

pdfАндреева О Е. "На пути к "Третьему месту"

Подпишитесь на рассылку

Каждый месяц мы будем присылать вам самое интересное

Присоединяйтесь в соцсетях

Дружите с Публичной Библиотекой