«Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации».
И.В. Шахматова
Программа направлена на патриотическое воспитание подростков и молодежи через любовь к родному городу и краю.
Воспитание краеведением подразумевает не только изучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия.
Цель программы:
- дать первичные знания по краеведению родного края, раскрыть роль Уральской земли в судьбах России;
- воспитывать чувство патриотизма, уважение к своему историческому прошлому, к окружающему обществу;
- развивать стремление к выработке собственных позиций на основе краеведческих знаний.
Материал систематизирован в два блока:
«Обрядовая культура»
Разделы:
- «Русские народные праздники» — Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала и др.
- «Традиционная русская семья» — её обычаи и традиции;
- «Русские семейные обряды» — свадебные обряды, родильные обряды, похоронные обряды и др.
- «Народный месяцеслов» — народные приметы, пословицы и поговорки, игры, гадания, обрядовые действия, связанные с временами года;
- «Обряды коренных жителей Урала»
«Мой мир»
Разделы:
- «Я и Люди» — на улице, во дворе, в школе тебя окружают люди, ты сталкиваешься с множеством людей разного возраста. По твоему отношению к окружающим судят о тебе как о человеке. Как научиться всему тому, что зовётся одним ёмким словом — человечность.
- «Я и экология» — любить и охранять природу, пропагандировать здоровый образ жизни — учат наши мероприятия.
- «Я и Отечество» — узнать о крае, где живём, познакомиться и принять участие в возрождении народных традиций, обычаев, ремёсел, сформировать национальное самосознание, лучшие черты национального характера, изучить историю и духовные ценности народа, узнать, чем живёт наша Родина.
- «Я и мой род» — узнать о своей фамилии, роде, познакомится с известными родами Уральской земли.
Формы работы:
- исследования информационной подготовленности аудитории в вопросах краеведения: опрос, наблюдение, анкетирование.
- мероприятия (лекции, беседы, викторины, выставки, обзоры литературы, видеолектории)
- печатные материалы: памятки по мероприятиям, списки литературы, копии документов и фотографий.
1 ЭТАП. Исследование информационной подготовки аудитории
Цель: внести коррекционные изменения в тематический план программы, обусловленные интересами и особенностями конкретной аудитории.
- Экскурсия по отделу, опрос с элементами анкетирования.
- Проведение анкетирования.
- Анализ ответов.
- Доработка программы для конкретной аудитории.
2 ЭТАП. Проведение лекционных бесед, по следующим темам:
№ |
Название мероприятия |
Тема мероприятия |
Возраст аудитории |
Ответственный |
1. |
«Уральский добровольческий танковый корпус»: беседа с электронной презентацией |
О вкладе уральцев в создание уникального УДТК, в том числе и новоуральцев, отрывок из д/ф |
дошкольники, 1-4 классы |
Урулина А.Э. |
2. |
«Спасём родничок, и маленькую речку»: беседа с электронной презентацией |
О родниках, колодцах, скважинах Новоуральского городского округа, видеоролик о роднике «Зеленое сердце» |
дошкольники, 1-4 классы |
Урулина А.Э. |
3. |
«Мы – друзья природы»: беседа с электронной презентацией |
По страницам Красной книги Свердловской области (включая водоёмы и леса Новоуральска) |
дошкольники, 1-4 классы |
Урулина А.Э. |
4. |
«Потешные прогулки по Уралу»: беседа с электронной презентацией |
Об интересных достопримечательностях Свердловской области |
дошкольники, 1-4 классы |
Урулина А.Э. |
5. |
Цикл мероприятий «Читаем детям о войне»: § Лев Кассиль «Твои защитники» § Татьяна Холодницкая «Как солдат Павел Буслаев На войну ходил» |
Беседы с электронными презентациями, песнями, загадками |
дошкольники, 1-4 классы |
Урулина А.Э. |
6. |
«Волшебница – вода»: беседа с электронной презентацией |
Об открытии воды, её свойствах, бережном отношении к воде. Инсценировка сказки о воде |
дошкольники, 1-4 классы |
Урулина А.Э. |
7. |
«Воздух-невидимка»: беседа с электронной презентацией |
Об открытии воздуха, его свойствах, бережном отношении к воздуху |
дошкольники, 1-4 классы |
Урулина А.Э. |
8. |
«4 ноября – День народного единства»: беседа с электронной презентацией |
О празднике и подвиге |
дошкольники, 1-4 классы |
Урулина А.Э. |
9. |
«Пусть всегда мама»: беседа с электронной презентацией |
О маме с загадками, пословицами, песнями |
дошкольники, 1-4 классы |
Урулина А.Э. |
10. |
«Мои первые энциклопедии»: беседа с электронной презентацией |
Об истории книг с занимательными фактами |
дошкольники, 1-4 классы |
Урулина А.Э. |
11. |
«Читаем Д.Н. Мамина-Сибиряка вместе» |
Чтение отрывка из «Сказки про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
дошкольники, 1-4 классы |
Урулина А.Э. |
12. |
«Волшебница зима» |
Познавательно-игровая программа |
дошкольники, 1-4 классы |
Урулина А.Э. |
13. |
«Обелиски границы Европа-Азия»: беседа с электронной презентацией |
Об уникальной границе и разнообразных памятниках Урала |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
14. |
«Река Чусовая – река труженица»: беседа с электронной презентацией |
О производстве железа и железных караванах Урала |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
15. |
«Екатеринбургский зоопарк – страницы истории»: беседа с электронной презентацией |
История старейшего зоопарка Урала |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
16. |
«Женщины рода Демидовых»: беседа с электронной презентацией |
О прекрасных представительницах знаменитого рода и их роли в истории |
8-11 классы |
Ларионова А.И. |
17. |
«Из грязи в князи: уральский феномен Никита Демидов»: беседа с электронной презентацией |
О родоначальнике самой знаменитой династии Урала, мифы и реальность |
8-11 классы |
Ларионова А.И. |
18. |
«Династия Строгановых»: беседа с электронной презентацией |
Представители рода и их деяния |
8-11 классы |
Ларионова А.И. |
19. |
«Григорий Распутин: святой или дьявол?»: беседа с электронной презентацией |
Роль Распутина в истории мифы и факты |
8-11 классы |
Ларионова А.И. |
20. |
«Г.А. Марков – управляющий Верх-Нейвинским заводом»: беседа с электронной |
Исторический обзор деяний Гавриила Александровича, наследие управляющего |
8-11 классы |
Ларионова А.И. |
21. |
«Основатели Екатеринбурга: Татищев и де Генин»: беседа с электронной презентацией |
Гениальные управленцы, история и деяния |
8-11 классы |
Урулина А.Э. |
22. |
«Алапаевская мученица Елизавета Федоровна Романова»: беседа с электронной презентацией |
Трагические страницы истории Урала |
8-11 классы |
Ларионова А.И. |
23. |
«Прокудин-Горский – фотограф его императорского величества»: беседа с электронной презентацией |
О человеке, который первым запечатлел Россию и Урал в цвете |
8-11 классы |
Ларионова А.И. |
24. |
«Народный подвиг Урала - Уральский добровольческий танковый корпус»: беседа с электронной презентацией |
Об уникальном военном подразделении, созданном на деньги уральцев |
8-11 классы |
Ларионова А.И. |
25. |
«Легендарный разведчик»: беседа с электронной презентацией |
О жизни разведчика Николая Кузнецова |
8-11 классы |
Ларионова А.И. |
26. |
«Пять свердловских лет маршала Г.К. Жукова»: беседа с электронной презентацией |
О маршале Победе и его ссылке на Урал |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
27. |
«Перед вашим подвигом склоняем головы: традиции празднования и памятные места Дня Победы»: беседа с электронной презентацией |
Откуда пошли традиции празднования Дня Победы, Вечный Огонь, могила неизвестного солдата и др. |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
28. |
«Наше радио: уральский изобретатель А.С. Попов»: беседа с электронной презентацией |
Первенство величайшего изобретения, устройство, память |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
29. |
«Невьянская башня – архитектурный феномен»: беседа с электронной презентацией |
Феномены уральской архитектуры, передовые технологии |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
30. |
«Уральский соловей: И.С. Козловский»: беседа с электронной презентацией |
Свердловский период жизни великого тенора |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
31. |
«Уральская рябинушка»: беседа с электронной презентацией |
Об Евгении Родыгине |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
32. |
«Учреждения культуры Урала в годы войны»: беседа с электронной презентацией |
Эвакуация на Урал столичных учреждений, сохранение ценностей России |
5-11 классы |
Урулина А.Э. |
33. |
«Царь и Бог уральского хребта»: беседа с электронной презентацией |
О главном начальнике горных заводов В.А. Глинке |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
34. |
«Уральское общество любителей естествознания – первая научная организация Урала»: беседа с электронной презентацией |
Об УОЛЕ и Онисиме Клере |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
35. |
«Уральский малахит: история, технология, уникальные изделия»: беседа с электронной презентацией |
О самом знаменитом уральском камне и бренде Урала |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
36. |
«Твои герои, Урал!»: беседа с электронной презентацией |
Об уральцах, героях Советского Союза |
5-11 классы |
Урулина А.Э. |
37. |
«Уральские изумруды»: беседа с электронной презентацией |
О добыче драгоценных камней на Урале |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
38. |
«Уральское метро»: беседа с электронной презентацией |
Об истории метрополитена Екатеринбурга |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
39. |
«Из истории Бородинского хлеба»: беседа с электронной презентацией |
Рассказ о хлебе и Бородинском сражении + дегустация хлеба |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
40. |
«История денег»: беседа с электронной презентацией |
О российских и уральских деньгах |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
41. |
«Уральский сказочник П.П. Бажов»: беседа с электронной презентацией |
Биография и малоизвестные факты из жизни писателя |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
42. |
«Людмила Константиновна Татьяничева: страницы биографии»: беседа с электронной презентацией |
О поэтессе и ее вкладе в уральскую литературу |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
43. |
«Военная галерея 1812 года»: беседа с электронной презентацией |
Кто попал в галерею и за какие заслуги |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
44. |
«Самая молодая в России и единственная на Урале: из истории Свердловской киностудии»: беседа с электронной презентацией |
Рассказ о кинопроизводстве на Урале и просмотр м/ф |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
45. |
«Народные промыслы Урала: Кузнечный промысел»: беседа с электронной презентацией |
О старейшем промысле и Каслинском литье |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
46. |
«Сокровища русского орнамента»: беседа с электронной презентацией |
Народная культура и зашифрованные символы народного костюма |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
47. |
«Новый год традиции празднования в России»: беседа с электронной презентацией |
О празднике и его символах |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
48. |
«Нижнетагильские подносы – секрет лака Худояровых»: беседа с электронной презентацией |
О древнем промысле Урала |
5-11 классы |
Ларионова А.И. |
3 ЭТАП. Организация просмотра литературы на мероприятиях. Выставки.
Содержание программы
Программа рассчитана на год и содержит самые разные формы и методы работы.
Каждое мероприятие: лекции, беседы, обзоры литературы, выставки, просмотры литературы, просмотры фильмов дает возможность закрепить полученную информацию.
Программа рекомендована для подростков и молодежи разных уровней подготовки и знаний.
Методы и формы
В программу входят:
- исследования информационной потребности аудитории: опрос, наблюдение.
- мероприятия (лекции, беседы, выставка, викторины, просмотр фрагментов художественных и документальных фильмов);
Используемое оборудование для реализации программы
- Техника:
- проектор
- компьютер
- ксерокс
- принтер
- сканер
- телевизор
- игровой класс
- Расходные материалы:
- ксероксная бумага, цветная ксероксная бумага
- письменные принадлежности: писчая бумага, цветные и простые, карандаши, ручки.
Порядок проведения и организации:
Мероприятия по программе проводятся по заявкам.
Данные об организаторах мероприятия:
МБУК «Публичная библиотека» НГО, Центр краеведения, НПЦ «Атомграды России»,
Фрунзе, 13, телефон: 9-05-80
Ответственный – Ларионова Анна Ивановна, заведующая отделом,
e-mail: kraevednovouralsk@rambler.ru