Снова неспешно приближается Новый год, а за ним – великий христианский праздник Рождество Христово, когда мы вспоминаем, как и зачем пришёл на землю Бог.

Рождество самый дивный, самый таинственный, святой праздник всеобщей любви. Несмотря на снег и мороз за окном, он самый тёплый и уютный. Не бой кремлёвских курантов, а лёгкий шорох ангельских крыльев извещает о приходе этого праздника.

Зима в морозных кружевах
Глядит в застывшее оконце.
В алмазах первый лучик солнца
Улыбкой на её губах.

В хрусталь одеты деревца
И скованы морозом речки,
И рвётся к тучам дым из печки,
И снежный коврик у крыльца.

Нет снегу белому границ.
Он явит миру ощущенье,
Что белый цвет – есть очищенье:
Всё с белых пишется страниц.

Влад Макарченко

 

Рождество Христово называют «матерью всех праздников». На Руси этот Праздник был особенно любим.

Об обычаях празднования Рождества до Революции с любовью и грустью вспоминал в эмиграции в Париже русский писатель Иван Шмелёв в книге «Лето господне», которую он писал с 1927 по 1948 год. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев в романе раскрыты настолько ярко и талантливо, что он стал подлинной энциклопедией русского православия. В нем отразилась сама душа России.

Одна из глав так и называется «Рождество».

Благоволенье, мир и слава...
Как медный колокол, слова
Плывут над миром величаво,
Венчая праздник Рождества.

Сердца, не знавшие покоя,
Взамен унынья и тревог
Вам примирение святое
Дарует ныне вечный Бог…

М. Бурчак

 

И. Шмелёв рисует подлинный уклад жизни не столь давних лет, не затушёвывая грубых и жестоких сторон этой жизни, её «скорбей», но и не затеняя светлой, радостной стороны, которую видит в романе ребёнок, принявший в своё сердце Бога.

«В Сочельник, под Рождество, – бывало до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы с мёдом, взвар из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа на сено. Почему?... А будто дар Христу. Ну… будто, Он на сене в яслях. Бывало, ждёшь звезды, протрёшь все стёкла. На стёклах лёд с мороза. Вот, брат, красота-то! Ёлочки на них, разводы, как кружевные. Ногтем потрёшь – звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон другая…

Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звёзд все больше. А какие звёзды! На чёрном небе всё кипит от света, дрожит, мерцает. Усатые, живые, бьются, колют глаз. И звон услышишь. И будто это звёзды, звон-то! Морозный, гулкий – прямо серебро, как бархат звонный. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье без конца и краю.

Ко Всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, – мороз не щипнет. Выйдешь – певучий звон и звёзды. Калитку тронешь, так и осыпется треском. Мороз!

Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок.

Снег – святой. И звёзды – святые, новые рождественские звёзды. Рождество! Посмотришь в небо, вот она та самая звезда: над Бармихиным двором, над садом. Каждый год над этим садом, низко. Она голубоватая, святая. Бывало, думал: «Если к ней идти – придёшь туда. Вот бы придти и поклониться вместе с пастухами Рождеству! Он в яслях, в маленькой кормушке, как в конюшне. Только не дойдёшь, мороз, замёрзнешь. Смотришь, смотришь – и думаешь: «Волсви же со звездой путешествуют!». Волсви?... Значит мудрецы, волхвы. А маленький я думал – волки. Да, добрые такие волки, думал. Звезда ведёт их, а они идут, притихли. Маленький Христос родился и даже волки добрые теперь. Даже волки рады. Хвосты у них опущены. Идут, поглядывают на звезду. А та ведет их. Вот и привела. Кормушка с сеном, светлый-светлый мальчик ручкой манит. Овцы там, коровы, голуби взлетают по стропилам… и пастухи склонились… и цари, волхвы.… И вот подходят волки. Смотрят, а войти боятся. Стыдно им… злые такие были. Их, конечно, впустят. Скажут: ну и вы входите, нынче Рождество!».

Иван Шмелев работал над этим произведением в эмиграции, мучаясь и страдая от ностальгии. Из Франции, из чужой и «роскошной» страны, с необыкновенной остротой и отчетливостью видится Шмелёву старая Россия, а в России – страна его детства, Москва, Замоскворечье. «В ней», – говорил Шмелёв, – я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своём сердце, Россию, которая заглянула в мою детскую душу». Идея создать автобиографический роман появилась у Шмелева во многом благодаря Иву Жантийому-Кутырину – маленькому племяннику жены писателя, Ольги Александровны. Именно ему, крестнику, любящий дядя Ваня рассказывал о своём детстве, о доме, об отце, о России и её обычаях, а также о повседневной жизни замоскворецкой купеческой семьи, наполненной праздниками, радостями, скорбями. Шмелёв описывает подлинные события своей жизни, даже имена главных героев настоящие: Ванечка, его отец Сергей Иванович, глава купеческой семьи, старый плотник Горкин… Действие романа начинается в Чистый понедельник, первый день Великого Поста, и движется по кругу, следуя за событиями церковного богослужебного года.

Отсюда и название книги – «Лето Господне». Имеется в виду церковный год, который начинается с осени, церковного новолетия, наступающего 1 сентября по старому стилю, 14 сентября по новому стилю. Каждая глава книги посвящена отдельному событию и представляет собой маленькое завершённое произведение. Благовещенье, Пасха, Троица, Преображение, Рождество, Крещенье, Масленица, Покров, Вербное Воскресенье – все эти праздники описаны в романе. Ване знакомы все эти названия, но он ещё не до конца понимает смысл, вкладываемый в них взрослыми. Для мальчика православные праздники, соблюдение Поста – это часть жизни семьи.

Роман завершается трагическими событиями – смертью, и в годовой цикл, наряду с праздниками и радостями входят скорби – соборование отца Ванечки, похороны. Но смерть не страшна, ведь, пусть и на своём детском уровне, Ваня знает, что душа бессмертна – об этом он не раз слышал от взрослых. «Всегда он во мне, живой?! и будет всегда со мной, только я захочу увидеть?...», – так понимает мальчик бессмертие души.

«Лето Господне» не только биография ребёнка, маленького Вани. Через материальный, густо насыщенный великолепными бытовыми подробностями мир, открывается вся Россия, предстает в «преданьях старины глубокой». Это воистину «потерянный рай» Шмелёва-эмигранта. Его лучшая книга.

Об этой книге так писал философ Иван Ильин: «Всё узрено и показано насыщенным виденьем, сердечным трепетом; всё взято любовно, нежным, упоенным и упоительным проникновением; здесь всё лучится от сдержанных, непроливаемых слез умилённой и благодарной памяти». «…Эту книгу написала о себе сама Россия – пером Шмелёва». Это сама духовная ткань верующей России. Это – дух нашего народа». Шмелёв создал «художественное произведение национального и метафизического значения», запечатлевшее «источники нашей национальной духовной силы».

Светлая, нежная книга Ивана Шмелева нужна и сегодня, спустя почти сто лет после появления. В ней всё неспешно, всё своим чередом. Современный человек спешит, бежит, у него куча дел. Открыв книгу, стоит остановится, задуматься, насладиться жизнью, вдохнуть её, почувствовать вкус и запах предстоящих праздников. Найти Рождественскую звезду.

Вдали от призрачной столицы,
От городов в цепях огней,
В глуши так хочется молиться
О бедной Родине моей.
Там, защищённая лесами,
В степи сокрыта непроста,
Лучится Русь пред образами
Теплом и светом Рождества.
Ты честен — но она честнее,
Ты беден — но она бедней,
И бедность та прибудет с нею,
Как бедность неба и полей.
Там в глубине сокрыто свято
Прозренье Божие миров,
Там бедность издавна богата
Пастушьей щедростью даров.
Любовь избавит нас от мрака,
В глазах исчезнет вечный страх,
Младенчества вселенский запах
Витает в стареньких яслях.
О, Русь! таи свой вздох болезный,
Христа рождённого восславь!
От бездуховности, от бездны,
От ненасытности избавь!

Елизавета Иванникова

Подпишитесь на рассылку

Каждый месяц мы будем присылать вам самое интересное

Присоединяйтесь в соцсетях

Дружите с Публичной Библиотекой