Представители финно-угорского народа ВОДЬ (самоназвания — ваддялайзыд, вадьякко, ваддя) считаются коренным населением Ленинградской области. Это один из древнейших народов, сохранившихся на территории современной России: он существовал уже в VII–VIII веках.

Водский язык занесен в Красную книгу языков народов России, а сам народ — в список ЮНЕСКО как исчезающий и малочисленный народ России.

В наши дни водей насчитывается лишь несколько десятков.

Исследователи отмечали, что народ этот стремителен, активен и открыт по отношению к другим людям. Даже их речь отличалась особой живостью и быстротой.

Вожане придерживались православия, но в их культуре сохранились многие языческие ритуалы. Например, уборка хлеба сопровождалась множеством обрядов. Только хозяйка дома должна была срезать первый сноп колосьев и отнести его в красный угол — святое место в избе, где стояли иконы. С последними колосьями тоже проводили особенный обряд: их оставляли на поле, ставили возле них хлеб или кашу, а вершины колосьев завязывали узлом в «бороду года» и приговаривали: «Дал бы нам столько хлеба за год, сколько каши в этой миске!» Затем хозяйка срезала колосья, остальные усаживались вокруг и съедали кашу. Последний срезанный сноп, как воплощение всего урожая, тоже ставили под святые образа.

Хлеб вожане пекли впрок, большими буханками, весом от четырех до пяти килограммов. Если зерно заканчивалось, в муку добавляли мох или растертый белый слой коры — заболонь. Мясо ели только по выходным и праздникам, а также перед тяжелой работой. Хлеб за столом делил кто-нибудь из старших мужчин, а суп разливала обязательно хозяйка дома.

Мясо ели редко, обычно по воскресеньям и праздникам или перед тяжелой работой. С осени его засаливали в бочках, весной куски солонины подвешивали для сушки на длинной жерди под застрехой крыши, а потом их опять складывали в чистые бочки. Свежее молоко пили только дети, взрослые же ели снятую простоквашу — лянтю (länty). Кроме простокваши в водских деревнях пили травяной чай, в том числе и из листьев иван-чая (Epilobium angustifolium).

Именно на водской земле в селение Копорье заготавливали иван-чая больше всего, поэтому напиток и получил название «копорский чай». Копорский чай был известен за границей не меньше, чем китайский шелк или дамасская сталь, там его называли русским чаем. Великобритания, владевшая огромными чайными плантациями в Индии, покупала ежегодно сотни тысяч пудов копорского чая, предпочитая его индийскому. Уходя в дальнее путешествие, русские моряки обязательно брали с собой иван-чай для того, чтобы пить самим, и в качестве подарков в иноземных портах.

Об одной из самых малочисленных этнических групп, проживающих на территории Российской Федерации – водь, можно прочитать здесь:

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
https://www.bibliongo.ru/moya-rodina/nashi-sosedi/2478-vod#sigProIdf36e0bc590

Подпишитесь на рассылку

Каждый месяц мы будем присылать вам самое интересное

Присоединяйтесь в соцсетях

Дружите с Публичной Библиотекой