В 1967 году Правительством было принято решение о строительстве филиала МосавтоЗИЛа в Свердловске-44 как предприятия по выпуску запчастей для автомобилей ЗИЛ-157К и ЗИЛ-164А. Предусматривалось занять трудовые ресурсы города и начать поэтапную передачу производства с головного предприятия на Урал. Директором завода был назначен Маврицкий К. В. Первым подразделением завода стал отдел кадров.
Отдел кадров УЗАЗ за полгода работы принял и направил стажироваться на ЗИЛ 680 человек. Некоторые возвращались, не закончив обучения, так как не смогли приспособиться к поточному производству. Но большинство закончило обучение. Тридцать рабочих, вернувшихся с ЗИЛа, были назначены на инженерно-технические должности.
Одновременно с формированием цехов и отделов в 1968 году началось строительство первой очереди завода. Началось оно с реконструкции переданного УЗАЗу здания 150 Уральского электрохимического комбината ( вто время он назывался СУМЗ – Среднеуральский машиностроительный завод). Здание 150 перестроили практически заново. Не дожидаясь окончания реконструкции, 29 апреля в цех завезли первый станок. В мае завезли еще 30 станков. Спустя месяц на здание будущего цеха была подана электроэнергия.
В июне 1968 года директором был назначен специалист МосавтоЗИЛ Снежко Н. Т. К концу июля 1968 года часть здания 150 была сдана под монтаж оборудования. Технологическую подготовку, пусконаладочные работы оборудования, передаваемого с ЗИЛа, возглавила группа специалистов московского автозавода. Руководил группой главный инженер завода Панкратов В. Ф. Вместе с московскими специалистами организационные и инженерно-технические вопросы решали руководители цехов, отделов и служб завода. Первым заработал механосборочный цех № 1.
Еще недавно, в июне, была снята первая стружка с торца вторичного вала коробки передач, а 4 ноября 1968 года состоялся митинг, посвященный выпуску первой продукции — моста для автомобиля ЗИЛ-152. Этот день стал днем рождения завода.
Началось строительство здания 150а, а весной 1969 года — комплекса зданий и сооружений второй очереди. Предстояло построить производственный, складской и административно-бытовой корпусы, автобазу, котельную, компрессорную станцию, железнодорожные и шоссейные подъездные пути. А пока было решено установить на временных площадях станки для механической мастерской, заточного отделения и, не дожидаясь окончания строительных работ, начать монтаж станков для обработки деталей коробок передач ЗИЛ-127, мостов ЗИЛ-152 и ЗИЛ-127.
С 1971 по 1975 год были введены в эксплуатацию все намеченные для строительства промышленные объекты.
Перед заводом была поставлена задача — наладить выпуск автомобильных двигателей ЗИЛ-157 и довести его к концу 1975 года до 80 тысяч в год. В 1971 году началось освоение производства масляных насосов, распредвалов, сборка и испытание опытных образцов двигателей. В новом производственном корпусе — здании «401» — предстояло освоить производство мостов для автомобилей ЗИЛ-157, раздаточных коробок, штампованных деталей, узлов к кабинам и оперениям. Для решения этих задач были образованы механосборочные и термический цехи, прессовое производство.
Одновременно, по собственной инициативе завода, был создан цех товаров народного потребления. Первым таким товаром был комплект инструментов и приспособлений для ремонта автомобилей «Запорожец». Позже наладили выпуск детской педальной универсальной машины «Муравей», шипов противоскольжения, кухонного процессора «Рябинка», изделий из пластмасс. Первый двигатель был собран 4 сентября 1972 года. Освоение завода моторного производства определило специализацию завода, как автомоторного.
14 июля 1976 года Уральский завод автозапчастей (УЗАЗ) был переименован в Уральский автомоторный завод (УАМЗ) в составе производственного объединения ЗИЛ.
В августе 1976 года Николай Терентьевич Снежко был назначен заместителем генерального директора московского автомобильного завода им. И. А. Лихачева. Вместе с ним группа московских специалистов, выполнив задание по организации на Урале нового завода, возвратилась на ЗИЛ.
В ноябре 1976 года директором Уральского автомоторного завода был назначен Николай Михайлович Фоменко.
В начале 1977 года руководство МосавтоЗИЛа решило передать часть своего производства на заводы-филиалы. Уральскому автомоторному заводу предстояло принять сборку автомобилей ЗИЛ-157к.
В феврале 1977 года был создан цех сборки автомобилей. В апреле была собрана первая кабина. Интенсивно велись работы по всем технологическим процессам — от обработки деталей и сборки узлов автомобилей до монтажа конвейерных линий и изготовления сборочного инструмента и приспособлений. Меньше, чем через год, 27 октября 1977 года три слесаря-сборщика Московского автозавода и 47 специалистов УАМЗ приступили к сборке первого автомобиля. В день выпуска первого автомобиля УЗАЗ стал автозаводом.
В 1978 году было собрано 163 машины, в 1979 году — 2591, в 1980 году — 7045 автомобилей. Со временем завод нарастил мощности и стал выпускать по 18 тысяч автомобилей ЗИЛ-157к в год. Затем, в 1987 году завод освоил производство автомобилей ЗИЛ-131. Пять лет спустя с конвейера УАМЗ стали сходить автомобили ЗИЛ-131, ЗИЛ-130 на смену снятому с производства в 1991 году автомобилю ЗИЛ-157КД.
В 1982 году на головном заводе начались подготовительные работы к выпуску грузовых автомобилей ЗИЛ-4331. Для отработки конструкции и технологии серийного производства сложного силового агрегата руководство МосавтоЗИЛа приняло решение начать подготовку опережающего выпуска дизельных двигателей ЗИЛ-645 для нового автомобиля на УАМЗе. На заводе практически за один год был выполнен огромный комплекс работ, связанных с освоением нового производства на базе станков с ЧПУ. Были созданы новые подразделения — цех дизельных двигателей, техбюро ЦДД, лаборатория промышленной электроники, бюро по обслуживанию станков с ЧПУ, участок подготовки оснастки и инструмента для станков с ЧПУ. 23 марта 1985 года в цехе дизельных двигателей бригада слесарей-сборщиков в присутствии ИТР, руководства цеха и завода собрала первый двигатель.
Производство двигателей ЗИЛ-645 велось на УАМЗе десять лет в объеме 5-6 тысяч в год. С 1971 по 1985 год 360 автозаводцев были награждены орденами и более тысячи человек — медалями Советского Союза. Когда началась перестройка, на УАМЗ полным ходом шла модернизация производства.
В гибком производстве используются станки с ЧПУ. Специалисты Уральского автомоторного завода с участием ЗИЛа приступили к монтажу и наладке гибких производственных комплексов и систем. Термисты и инструментальщики провели работы по импульсной обработке быстрорежущих сталей. Цехи оснащались новым оборудованием. В поточные линии для обработки деталей стали включать манипуляторы, роботы, робототехнические комплексы (РТК). Робототехнические комплексы на трудоемких операциях исключили физический труд. Для облегчения сбыта автомобилей были построены: площадка для отправки машин «самоходом», экспедиция готовых машин, склады комплектации шоферского инструмента и комплектующих деталей. Стабильно продолжало работать производство. 3 марта 1988 года с конвейера сошел миллионный двигатель.
Новая экономика потребовала структурных изменений. В ноябре 1986 года два механосборочных цеха (МСЦ-2 и МСЦ-3) были объединены в цех автомобильных агрегатов. Объединенному цеху предстояло производить автомобильные мосты, раздаточные коробки, рулевые управления, а также выполнять заказы по обработке деталей для силосоуборочных комбайнов. Был создан единый цех транспортно-складских работ и станкоинструментальное производство (СИП). Новоуральск. УАМЗ. Административный корпус.В состав станкоинструментального производства вошли два инструментальных цеха, вновь созданный инструментальный цех, отдел обеспечения инструментом, абразивно-алмазный и кузнечно-заготовительный участки. МСЦ-1 высвободил производственные площади под установку оборудования для производства V-образных бензиновых двигателей модели 5081 и приступил к подготовке производства новой модели дизельного двигателя ЗИЛ-550. В прессовом цехе на роботизированной линии была освоена сборка кабин к автомобилям ЗИЛ-131. С учетом спроса стали выпускать вахтовые автобусы. Кроме бортовых машин, потребовалось выпускать автомобили с различным навесным оборудованием, снегопогрузчики. В июле 1990 года на УАМЗе для изготовления специальной техники был создан цех спецмашин.
В 1990 году резко ухудшилось обеспечение завода комплектующими деталями и заготовками. С конвейера стали сходить некомплектные автомобили и двигатели. Трудности со снабжением комплектующими изделиями и материалами, трудности сбыта вынудили укрепить коммерческие, финансовые и сбытовые подразделения, а также юридическую службу. Были сокращены подразделения и службы, не имеющие прямого отношения к производству. Но выпускаемые дорогостоящие и расточительные в эксплуатации автомобили ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130 не пользовались спросом. Территория завода заполнялась невостребованной продукцией. Спрос был на грузовые автомобили с дизельными двигателями.
Было принято решение продолжать выпуск автомобилей ЗИЛ-131и ЗИЛ-130, но оснащать их дизельными двигателями, а на шасси этих автомобилей увеличить выпуск специальной автотранспортной техники. С руководством МосавтоЗИЛ была намечена перспектива по организации производства дизельных двигателей средней мощности до 100 тысяч в год.
К 1992 году на УАМЗе было освоено производство снегопогрузчиков. Вслед за ними стала выпускаться и другая специальная техника на базе грузовых машин ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Мощности завода позволяли обрабатывать детали и собирать 50 тысяч двигателей ЗИЛ-550 к автомобилям ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. К 1993 году — 25-ти летнему юбилею завод изготовил 11500 грузовых автомобилей. Намеченный план был выполнен на 68%. В декабре 1993 года Уральский автомоторный завод был преобразован в дочернее предприятие АМО ЗИЛ и наименован как «Акционерное общество закрытого типа «Уральский завод АМО ЗИЛ». Директором предприятия стал Дурыгин Ю. Г.
За время своего существования УАМЗ построил в городе: более 250 тысяч кв.м. жилой площади, 4 школы, пионерский лагерь «Самоцветы», 9 дошкольных учреждений , 4 магазина и два торговых центра, 2 столовых, хлебозавод, детскую молочную кухню, цех переработки овощей, картофелехранилище, поликлинику, инфекционный и психоневрологический корпуса Центральной городской больницы, станцию скорой медицинской помощи, АТС, комбинат бытового обслуживания, прачечную, пожарное депо.
В настоящее время Уральский автомоторный завод прекратил свое существование, все здания завода снесены.
В память о лучшем директоре УАМЗа Н. М, Фоменко назван бульвар в Автозаводском районе – бульвар имени Н. М. Фоменко. В начале бульвара ему установлен памятник.