«Гляжу, как безумный, на черную шаль,
и хладную душу терзает печаль…»
А.С. Пушкин
Слово «шаль» у многих народов мира звучит примерно одинаково, потому что заимствовано из персидского языка (chal — накидка). Так называют тканое или вязаное полотно разной формы и размера: квадратное, прямоугольное или в виде прямоугольного треугольника.
Считается, что первые изделия появились в XV веке в Индии, в долине Кашмир. Ткали их вручную из шерсти и пуха тибетских коз. Каждую вещь делали год, а то и дольше. Работали всегда три человека и только мужчины: ткач, художник и вышивальщик . После завершения работы шаль полоскали в священных водах озера Дал, чтобы придать прочность краскам. Затем к краям пришивали литые золотые шарики, оттягивающие полотнище при ходьбе. Стоила такая вещь огромных денег, но это не помешало ей вскоре завоевать многие страны Востока. Чуть позже шаль оказалась и в Англии, так как Индия была её колонией.
В Европе «шалевый бум» начался после египетского похода Наполеона I, который привёз в подарок своей жене множество дивных кашмирских шалей. Жозефина Богарне украшала ими свои наряды, использовала как покрывала и делала из них подушки. Состоятельные француженки оценили прелесть новой детали туалета. Шаль прекрасно дополняла модные тогда открытые «античные» платья и согревала, спасая модниц от простуды.
В XVIII веке шали из Индии стали привозить и в Россию. Стоили они по тем временам целое состояние. И поначалу эти изделия были доступны лишь императрицам и приближённым к ним особам. Вскоре российские мастера наладили собственное производство. Наши умельцы разгадали секрет кашмирских мастеров, а вместо шерсти тибетских коз использовали пух сайгаков. И первые шали, сотканные в сложной технике двустороннего ткачества, появились в начале XIX века.
Вещи, сделанные руками крепостных девушек, по качеству ни в чём не уступали индийским. Пряжу пряли так искусно, что она получалась тоньше волоса. Центральная часть шалей была гладкой, однотонной – красной, голубой, белой или представляла собой контрастные полосы. Кайму украшали пышным многоцветным растительным узором из гирлянд и букетов цветов, абсолютно одинаковым с лица и изнанки. Иногда органично включали восточные мотивы в виде «турецких бобов» или «огурцов». Дамам из богатых семей считалось обязательным иметь 5-6 шалей: «в русском стиле», «кашмирском», «оренбургском». Эти ценные вещи дарили невестам, хранили и передавали по наследству.
По-настоящему шали покорили Россию в середине XIX столетия. Заработали мануфактуры, фабрики, на которых наладилось производство более дешёвых больших платков с набивным узором. Теперь их с шиком носили женщины всех сословий. Большой популярностью пользовались (ипользуются в наше время) платки и шали, сделанные в подмосковном городе Павловском Посаде на предприятии купцов Якова Лобзина и Василия Грязнова. Качеством они отличались отменным.
Изделия были на любой вкус: плотные шерстяные с яркими цветами и богатым орнаментом или из тончайшей, почти прозрачной шерсти с нежным, изысканным узором. Это качество требовало большого труда. Набойка шалей осуществлялась только вручную. Узор наносился при помощи деревянных резных досок двух видов – «цветы» и «манеры». С помощью первых на ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска. Контуры рисунков набивались «манерами»: на древесине выжигался углублённый узор и заливался свинцовым наполнителем. Полученные контуры накладывались на доски. Только с появлением анилиновых красителей и специальных печатных машин производство значительно упростилось.
В наши дни модницы носят шали из всевозможных материалов. Трикотаж, кашемир, мех, шерсть – дизайнеры не перестают удивлять нас интересными решениями в подаче этого аксессуара. Облику женщины этот прелестный нарядпридаёт величавую стать, изящество походки, грациозность осанки. Рисунки, цвета, орнаменты, оформление каймы, нестандартные фасоны – все эти детали делают шаль исключительным украшением женского наряда.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Брун В. История костюма. От древности до Нового времени / В. Брун, М. Тильке ; пер. Г. А. Светличная. - Москва : ЭКСМО, 1995. - 464 с. : ил.
- Дзеконьска-Козловска А. Женская мода XX века: / А. Дзеконьска-Козловска;пер. с пол. - Москва : Легкая индустрия, 1977. – 295 с.
- Которн Н. История моды в ХХ веке / Н. Которн. - Москва : Тривиум, 1998. - 175 с. : ил.
https://www.bibliongo.ru/chitatelyam/rasshiryaem-krugozor/280-veshchi-veshch-sereznaya/3720-eta-tjomno-vishnjovaya#sigProIdfddb732dc1