Стремительное развитие новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает характер глобальной информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества. Информатизация дает толчок интеграционным процессам в обществе, но в то же время усиливаются процессы поляризации населения, возникает цифровое неравенство

Цифровизация – это две стороны одной медали: с одной стороны, это обеспечение доступа к интернет, развитие электронного государства, а с другой – умение граждан пользоваться этими услугами и возможность доступа к информационным технологиям

Особенно важным в цифровом обществе стало предоставление библиотеками доступа к электронным ресурсам, а также обучение работе с электронными сервисами. Поэтому одной из основных функций библиотек стала борьба с цифровым неравенством

Публичная библиотека Новоуральского городского округа обеспечивает доступ к электронным ресурсам для всех жителей НГО, которым это необходимо.

Трудно поверить, что Центральная библиотека (Фрунзе, 13), открылась в 1992 году с компьютерной сетью. А в 1994 году была принята первая библиотечная программа «Создание информационно-библиотечного центра как первый этап формирования единого информационного пространства в отдельном городе». В 1999-2000 компьютерные классы открыты в Центральной библиотеке и Центральной библиотеке для детей и юношества (сегодня филиал «Детская библиотека»

Сегодня в библиотеках города можно поработать на ПК, воспользоваться ресурсами интернет, на мероприятиях используются специализированные программы, в т.ч. для создания интерактивных викторин.

В МБУК «Публичная библиотека» НГО работает система Центров общественного доступа к социально значимой информации (6 ЦОДов, в т.ч. 2 – в сельских территориях). Их приоритетное направление работы – повышение цифровой грамотности населения.

Работа осуществляется следующим образом:

1. Курсы цифровой грамотности для взрослых пользователей

Ежегодно на курсах обучается около 100 человек, преимущественно старшего возраста

Цели обучения:

  • Повышение ИКТ-грамотности жителей Новоуральска;
  • Расширение доступа пенсионеров к информационно-коммуникационным технологиям.
  • Расширение доступа к государственным услугам в электронном виде.

Учебный курс нацелен на формирование у слушателей навыков использования современных цифровых технологий, применения их в повседневной жизни, а также на выработку навыков использования сервисов получения государственных и муниципальных услуг. Так же в программу включен блог, посвящённый финансовой безопасности. Курс предназначен для обучения работе с компьютером как пользователей с «нулевым» уровнем знаний в области ИКТ, так и для тех, кто уже владеет базовыми навыками работы с ПК.

«Школа цифровой и финансовой грамотности»

  • Центральная библиотека
  • Филиал «ФиЛиН»
  • Филиал «Читай-город»

2. Групповые консультации

«Покажем. Научим. Подскажем»: практический всеобуч для людей старшего возраста по использованию полезных интернет ресурсов и сервисов.

Это цикл занятий по цифровой и финансовой грамотности, предназначенных для людей старшего возраста, которые уже умеют работать на компьютере, но хотят научиться пользоваться всеми возможностями всемирной паутины для решения различных проблем и задач.

На занятиях поделятся информацией о работе с маркетплейсами, о приобретении электронных билетов на все виды транспорта. Расскажут, с помощью каких инструментов можно сэкономить свои деньги и время. Особое внимание уделят теме здоровья и покупке лекарственных средств.

Подготовлены теоретические и практические занятия, на которых можно отработать пройденный материал. Полученные знания можно сразу применять в повседневной жизни.

Темы:

  • Мобильный гражданин: о преимуществах получения услуг в электронном виде
  • Будь здоров!: о приложениях и программах для поддержания здоровья, электронная запись к врачу
  • Онлайн-аптеки: как заказать лекарства безопасно и выгодно
  • Скидки и акции: поймай свою выгоду онлайн: как покупать продукты онлайн быстро и удобно
  • Всегда выгодно!: хитрости интернет-покупок на маркетплейсах
  • Потребнадзор: узнаем о качестве товаров и услуг, читаем отзывы
  • Секреты удачных поездок: выбираем лучший маршрут и билет
  • Барахолка: продаём ненужное - покупаем полезное
  • Мир театра и кино в одном клике: покупаем электронные билеты, выбираем лучший онлайн-кинотеатр

Практический всеобуч «Покажем. Научим. Подскажем»

  • Филиал «Детская библиотека»

Курс «Мой смартфон»

  • Филиал «Читай-город»
  • Филиал «ФиЛиН»

02

3. Консультации на собраниях трудовых и учебных коллективов

Специалисты Библиотеки приходят на собрания трудовых коллективов, на классные часы в школы с информацией по развитию цифровых компетенций.

Наиболее востребованы консультации

  • по работе с порталом Госуслуг
  • по подключению к проекту «Пушкинская карта»

4. Индивидуальные консультации

Для пользователей (особенно старшего возраста), которым больше нравится индивидуальный подход, сотрудники Центров общественного доступа к социально значимой информации проводят индивидуальные консультации. Ежегодно ЦОДы консультируют более 300 человек

Поскольку много вопросов возникает при использовании гаджетов, был разработан курс по работе на планшете или смартфоне «Интернет для жизни и общения». Особенность в том, что консультирование осуществляется на цифровом устройстве посетителя, что помогает лучше усвоить полученные знания.

На таких занятиях рассматриваются самые разнообразные темы:

  • поиск информации в интернет
  • работа с порталом Госуслуги
  • общение в приложении WatsApp
  • социальные сети и мессенджеры
  • работа в приложении Сбербанк-онлайн и другое.

03

5. Дни информации

Ежегодно проводятся Неделя рунета, День защиты прав потребителей, Правовое поле пенсионера и пр.

Для консультирования населения приглашаются специалисты Пенсионного фонда РФ, Налоговой инспекции, Избирательной комиссии, IT-компаний и т.п.

6. Программы для детей

В филиале «Детская библиотека» периодически проводятся консультации по подготовке презентации, созданию онлайн-ребусов и кроссвордов. Занятия в «КОМПании» проводятся в дни школьных каникул.

Данная программа помогает людям получить или расширить свои знания в области цифровых технологий, повысить уровень своей финансовой грамотности, с большей легкостью интегрироваться в современное информационное общество. Полученные на занятиях навыки позволяют беспрепятственно и в полном объеме пользоваться государственными услугами, предоставляемыми в электронном виде.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
https://www.bibliongo.ru/chitatelyam/spetsproekty/51-tsifrovaya-gramotnost#sigProId77d04df254

Подпишитесь на рассылку

Каждый месяц мы будем присылать вам самое интересное

Присоединяйтесь в соцсетях

Дружите с Публичной Библиотекой