День народного единства - это не только праздник 4 ноября. Смутное время – богатое поле для обсуждения и изучения.
И ещё много дат в календаре, связано с важными событиями российской истории.
22 ноября
В этот день в 1605 году Марина Мнишек обручилась по доверенности с Лжедмитрием I в Кракове.
Как понять «по доверенности»? Это значит, что самого жениха в тот момент в соборе не было, а был его представитель.
И тут у уважаемого читателя могут возникнуть вопросы.
- Что за странное имя – Лжедмитрий?
- Что нужно было Речи Посполитой от Московского государства?
Итак. Лжедмитрия начали называть Лжедмитрием в отечественной историографии относительно недавно – в XIX веке. В начале же XVII века молодой человек был именно что Дмитрием! Дмитрием Иоановичем. Как так?
Дело в том, что недовольное прежними событиями обнищавшее русское дворянство свело польского кандидата с Марией Нагой, которая и подтвердила, что он – её сын. А раз факт родства доказан матерью, то сомнений быть не может, поэтому (предполагаемый) бывший монах Григорий Отрепьев был назван царевичем Дмитрием. И в Москве он официально был возведён на престол. То есть стал Царём Дмитрием I из рода Рюриковичей. Причина его свержения – тема для отдельного поста.
У самой Речи Посполитой (Польши) были в Москве свои интересы.
- Возвращение территорий, которые поляки полагали своими: Смоленска и его окрестностей.
- Объединения двух государств в одну суперконфедерацию.
На этом моменте нужно остановиться отдельно. Объединить два (а по факту три) государства в одно пытался ещё Иван VI Грозный. После смерти последнего короля из династии Ягеллонов (одна из ветвей дома Рюрика) Иван Васильевич выдвинул свою кандидатуру на Сейме, как нового короля Речи Посполитой. После неудачи он попытался стать правителем Великого княжества Литовского (были основания – подавляющая часть населения были православными славянами). Снова фиаско. Основная причина – русский царь был православным, а Сеймы были готовы принять только католика.
Но сама по себе идея конфедерации нравилась и полякам с литовцами, так как позволяла усилиться в военном плане и успешнее отбиваться от общих врагов, коими с переменным успехом выступали Швеция и Крымское ханство, которое в грабительские набеги на север ходило, как в магазин.
На исходе XVI в. в условиях осложнившегося внешнеполитического положения Речи Посполитой в ее интеллектуальных кругах вновь актуализировалась идея польско-московской унии. Для заключения столь важного соглашения был выбран канцлер Великого княжества Литовского Л.И. Сапега, ранее уже показавший себя видным сторонником межгосударственного объединения. Представленный послами в Москве проект был решительно отвергнут Борисом Годуновым ввиду существенного ущемления российских интересов условиями объединительного договора.
Снова идея объединения появилась в Польше в начале XVII века, когда на русский престол хотели посадить и обоих Дмитриев, и польского царевича Владислава.
Принципы объединения, навязываемые Москве можно свести к фразе «если мы воюем, то вы помогаете войсками, а если вы воюете – то это вы воюете». И, естественно, переход в католичество решительно отвергался большинством дворян и русским народом.
Надо сказать, что частично своей цели поляки достигли – они взяли Смоленск.
События осады Смоленска передаёт довольно атмосферный роман Владимира Мединского «Стена».
Материал подготовил Артем Байбородин, библиотекарь Отдела культурных проектов и внешних связей