Туполев Андрей Николаевич родился 10 ноября 1888 г. в семье нотариуса, владельца небольшого хутора Пустомазово Тверской губернии.
После окончания Тверской губернской гимназии в 1908 г. поступил на механический факультет Московского высшего технического училища (МВТУ).
В 1916-1918 годах он участвовал в работах расчётного отдела в авиационном расчётно-испытательном бюро управления Воздушного Флота, конструировал первые аэродинамические трубы.
Во время учёбы произошло знакомство с основоположником гидро- и аэродинамики Николаем Егоровичем Жуковским, он и пробудил в Туполеве интерес к авиации.
Совместными усилиями учёные убедили руководство молодой советской страны в необходимости развивать отечественную авиационную промышленность.
В названиях серий советских воздушных судов АНТ и Ту использованы инициалы Туполева и начальные буквы его фамилии.
На АНТ-3 - первом из советских самолётов — были выполнены международные перелёты по европейским столицам, а также в Токио и обратно, тем самым были продемонстрированы перед всем миром первые успехи советской авиации
Большое место в биографии Туполева заняла работа над морскими торпедными катерами. 8 апреля 1929 г. первый отечественный торпедный катер АНТ-4 был зачислен в состав боевых кораблей Военно-Морских Сил РККА.
Конструкторским бюро под управлением Туполева был создан лучший пикирующий бомбардировщик Великой Отечественной войны Ту-2. Около 800 самолётов этой серии приняло участие в боевых действиях.
Первенцем реактивной отечественной гражданской авиации является самолёт ТУ-104, созданный конструкторским бюро А. Н. Туполева.
В 1958-ом году под его руководством был создан уникальный пассажирский самолёт Ту-114, предназначенный для полётов на дальних трассах и намного опередивший своё время.
Всего под руководством Андрея Николаевича Туполева было создано более 100 типов самолётов, на которых установлено около 80 мировых рекордов.
Литература об учёном
Георгиев С. Туполев ТУ-2П и ТУ-1 // Техника молодёжи. – 2019. - № 13. – С. 46-47.
Статья посвящена работе опытного конструкторского бюро под руководством А. Н. Туполева.
Кербер Л. Л. Туполев / Кербер Л. Л. - Санкт-Петербург : Политехника, 1999. - 339 с. : ил.
Воспоминание об одном из крупнейших авиаконструкторов XX века, вдохновителе и основателе российского металлического самолётостроения.
Ломов В. М. Лайнер, опередивший время // Сто великих научных достижений России / Ломов В. – Москва, 2013. – С. 285-289 : фот.
Представлена «золотая сотня» выдающихся научных достижений России, в которую входит творение генерального конструктора авиационной промышленности.
Пономарев А. Н. Андрей Николаевич Туполев, Алексей Андреевич Туполев // Советские авиационные конструкторы / Пономарев А. Н. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Воениздат, 1980. – С. 28-70 : фот.
Книга об истории развития советской авиации, о наиболее выдающихся конструкторах авиастроения.
Шавров В. Б. Самолёты ОКБ А. Н. Туполева // История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. : (материалы к ист. самолетостроения) / Шавров В. Б. - 2-е изд., испр. - Москва : Машиностроение, 1988. – С. 174-191 : ил.
В книге приведены основные характеристики и особенности конструкций самолётов того времени.
Составитель: А. Э. Урулина