Собирание почтовых марок - вовсе не праздное развлечение, поскольку в этих разноцветных бумажных картинках отражаются какие-то моменты новой и старой истории, перемены, происходящие на планете. Почтовые марки связывают не только людей, но и культуры, они - и часть исторических хроник, и своеобразный календарь.
Новый год и Рождество – это особенное время, когда миллионы людей по всему миру отправляют друг другу поздравления по почте. Поэтому традиционно многие страны выпускают Новогодние и Рождественские почтовые марки.
Накануне Нового 1904 года датского почтмейстера Эйнара Холбёлля осенила счастливая мысль: он предложил своему руководству печатать специальные марки и наклеивать их на всю новогоднюю корреспонденцию бесплатно! Благодаря этому в Дании значительно активизировались потоки почтовой корреспонденции, а имя Эйнара Холбёлля вошло в историю почты и филателии.
Характерные сюжеты праздничных марок – зимние пейзажи, рождественские елки, лыжники, катающиеся на санках дети, снеговики и другие символы зимы и Новогоднего праздника.
Первая марка «С Новым годом!» вышла в СССР в декабре 1962 года, после чего такие марки стали выпускаться у нас ежегодно.
Хотя советские чиновники к празднованию Нового года очень долго относились с подозрением: Рождеством пахнет! Дело в том, что после Октябрьской революции и до середины 30-х годов в СССР празднования Нового года и Рождества находились под запретом и были преданы забвению. И только в 1935 году власти разрешили отмечать Новый год. Причем его сделали главным зимним праздником, а память о Рождестве постарались искоренить. Наверняка решение о выпуске новогодней марки согласовывалось в палитбюро и обуславливалось партийной установкой на усиление антирелигиозной борьбы: праздник Нового года ловко подменил праздник Рождества!
Эскизы новогодних марок, разрабатываемые советскими художниками, не имели какой-то особой художественной ценности. В основном это была пропаганда советской идеологии. Как правило, рисовали заснеженный Кремль, новогодние елки, пятиконечные звезды с надписью: «С Новым годом!», Останкинскую телебашню и пролетающий над ней самолет, профиль вождя мирового пролетариата на фоне красного знамени и так далее.
В 80-е годы XX века на марках появился олимпийский мишка и даже Петр I на вздыбленном коне.
Первая Новогодняя марка новой России была выпущена 2 декабря 1992 года. Российские почтовые марки отличаются большой красочностью и разнообразием сюжетов и композиций. официоз сменился праздничными картинками с новогодним настроением. Здесь и коробки с подарками на фоне новогодней елочки, и Дед Мороз верхом на коне, выполненном в виде дулевской игрушки, Дед Мороз на фоне российского флага с поздравительным конвертом в руке, елочные шары, герои мультфильмов. Издатели начали экспериментировать. Так, в 2003-2004 годах выпустили марки на плотной бархатной бумаге, больше напоминающей ткань.
А, например, Новогодняя марка 2006 года была сделана по эскизу восьмилетней школьницы из Ульяновска Елизаветы Бочковой, победившей во Всероссийском конкурсе «На лучшую марку Деда Мороза». В советские времена снеговик и снежная баба были самыми востребованными новогодними персонажами. Выпускались открытки с их изображением, снимались мультфильмы и художественные фильмы с их участием, а детвора с удовольствием лепила их из снега. Кстати, у снеговика есть свой личный праздник - Всемирный день снеговика всегда отмечается 18 января. Этот сказочный герой много раз становился сюжетом для марок.
Марки не всегда были квадратными, стали появляться марки с закругленными краями с изображением еловых веток и снежинок. Есть даже экземпляры, имеющие круглую и треугольную форму.
Новогодняя марка 2004 года, можно сказать, инновационная. Впервые в российской современной истории филателии художественная новогодняя марка была выполнена на самоклеящейся бумаге, ее не надо было, как все прочие марки, лизать языком. Это стало своего рода революцией в оформлении и издании. «Самоклейки» достаточно просто и удобно клеить на конверт. Сама форма малого листа тоже представляет интерес. Она была выполнена в виде круга, в котором содержатся 8 марок. На сленге филателистов из-за необычной круглой формы издания этого малого листа выпуск получил прозвище «шайба». На новогодней марке 2004 года изображен главный символ праздника – украшенная новогодняя елка. Эта марка редкая и является и самой дорогой из новогодней продукции России.
В декабре 2010 года опыт повторили, марка тоже выполнена на самоклеящейся бумаге. Кроме того, у нее необычная форма: два угла закруглены, а два – острые. В то же время ее сюжет не отличается особой оригинальностью: на фоне узоров и российского триколора изображен Дед Мороз – один из основных новогодних символов. Кстати, ежегодно в его адрес приходят сотни тысяч писем от детей из России, ближнего и дальнего зарубежья.
Надо отметить, что образ Деда Мороза складывался веками – каждая эпоха вносила в его характер и внешний облик все новые и новые штрихи. В нашем современном представлении – это добрый, румяный дедушка, с окладистой бородой, в длинной шубе, шапке, валенках, рукавицах, который поздравляет всех с Новым годом и дарит детям долгожданные подарки. Его образ – один из самых популярных и часто повторяющихся на новогодних марках СССР и России. Например, с марки 2010 нам улыбается уже восьмой Дед Мороз, автором которого, к слову, является художник А. Грибкова.
На почтовой марке 2011 года на сером фоне изображен красный новогодний шар с белыми снежинками. Кстати, первые стеклянные игрушки в России начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Помимо стекла, игрушки делали из картона, из ваты, накрученной на проволочный каркас: так изготавливали фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли шестиконечную Вифлеемскую звезду в отличие от советской пятиконечной. Марка-2011 тоже необычная: при ее печати была использована серебряная паста и голографическая фольга. Дизайнер марки – М. Расторгуева.
Новый год – праздник, который пришел к нам из глубины веков и до сих пор остается самым ярким и долгожданным торжеством. Его главный атрибут – новогодняя елка. Именно стилизованная под кружево елка стала сюжетом марки в 2012 году. Ее автор – дизайнер О. Иванова. В нашей стране елка появилась в 1700 году, после указа Петра I, согласно которому предписывалось украшать дома ветками хвойных деревьев. В 2016 году на марке также изображен детский хоровод вокруг новогодней ели.
В царской России самые большие елки устанавливали в Аничковом дворце и зале Дворянского собрания в Санкт-Петербурге. Там же сооружали катальные горки, карусели, организовывали базары детских игрушек и лотереи. Сегодня же чаще наряжают искусственные елки: небольшие ставят в квартирах и домах, а многометровые красавицы украшают главные площади городов. Интересно, что Новогодняя марка, выпущенная в 2012 году, стала юбилейной – 50-й по счету. Первыми получателями писем с только что выпущенной в свет Новогодней почтовой маркой-2012 стали дети, перенесшие сложные операции. Торжественная церемония спецгашения праздничного знака почтовой оплаты проходила в московском ЦУМе. В церемонии участвовал популярный телеведущий Первого канала и известный филателист Андрей Малахов.
В ноябре 2013 года в почтовое обращение были выпущены четыре новогодние марки с изображением всех талисманов XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр. На марочных листах на фоне сказочных зимних пейзажей предстали символы Олимпиады в Сочи – Белый мишка, Зайка, леопард, а также символы Параолимпийских игр – Снежинка и Лучик. Филателистическая продукция сопровождает все олимпийские игры современности начиная с 1896 года. Почтовые марки, выпускаемые страной, проводящей Игры, являются атрибутом каждой олимпиады, а впоследствии предметом гордости в коллекциях филателистов.
Всего к Олимпийским и Параолимпийским зимним играм 2014 года в Сочи издательско-торговым центром «Марка» было выпущено более 50 разносюжетных почтовых марок. Выпускались также наборы почтовых марок и почтовых карточек. Среди сюжетов, которые использовали для почтовой продукции «Сочи-2014», - зимние виды спорта, талисманы игр-2014, олимпийские спортивные объекты, эстафета олимпийского огня, легендарные спортсмены-олимпийцы и виды Краснодарского края.
Кроме того, впервые в истории России, а также в истории олимпийского движения была выпущена почтовая марка с двухмерным штрихкодом для распознавания с помощью мобильных устройств. На марке изображен матричный код с зашифрованной ссылкой на сайт www.sochi2012.com, куда любой желающий мог попасть при помощи мобильного устройства, скачав специальную программу. Авторы олимпийских новогодних шедевров: художники-дизайнеры М. Расторгуева (марки) и О. Прядкина (оформление полей).
В декабре вышла новогодняя марка 2014 года. Художники-дизайнеры Е. Курочкина и Р. Комса изобразили на ней тройку лошадей в цветах флага Российской Федерации. Для русского человека тройка лошадей всегда была национальным символом. Она множество раз упоминается в стихах, песнях, литературных произведениях и не имеет аналогов ни в одной стране мира.
Русские тройки появились во второй половине XVII века, а на первую половину XIX века приходится настоящий пик их популярности. По мнению иностранцев, тройка олицетворяет удалую русскую душу и по праву считается символом России.
Символом Нового футбольного 2018 года, помимо новогодней ёлки, Деда Мороза и Снегурочки, стал волк по имени Забивака, который выбран талисманом Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. Волк Забивака изображен в трёх разных позициях: удар по мячу, бег и мяч на голове на новогоднем фоне.
Главный атрибут и символ праздника помимо новогодней ёлки и Деда Мороза в России - Снегурочка. Без нее не обходится ни один Новый год. Эта сказочная красавица является воплощением чистоты, юности, веселья и делает зимний праздник более ярким и радостным. На почтовой марке 2018 года изображена Снегурочка на фоне ночного зимнего леса.
Новогодняя марка 2020 года - победитель всероссийского конкурса рисунка почтовой марки и поздравительных открыток к Новому году и Рождеству для граждан Российской Федерации возраста 18+. Почтовая марка издана на основе рисунка победителя конкурса Светланы Киргизовой из Иркутска. На почтовой марке изображён Дед Мороз, который открыв волшебную книгу, смотрит, как народ радуется наступившему Новому году.
Что ж, в почтовой марке, как и в празднике Нового года, есть свое волшебство. Красиво оформленная, сияющая глянцем, сама как новогодняя игрушка, она всегда притягивает взгляд. Порою с ней даже жалко расставаться, наклеивая на конверт. Кто знает, может быть, ваша филателистическая коллекция ждет вас, и все у вас впереди. Ведь собирательство способно захватить кого угодно вне зависимости от возраста и пола.
В Новоуральске (Свердловске-44), как и во всех других городах нашей страны, марки продавались в большом количестве. Приобрести их можно было, в основном, в киосках «Союзпечать». Филателистам иногда приходилось бегать по всему городу, чтобы найти нужные марки, потому что в разных киосках были разные марки.
Марки можно было купить и на почте.
В конце 80-х годов в доме № 52/3 по улице Автозаводской открылся магазин «Филателия». Внутри стояли плоские витрины, где на черном фоне лежали альбомные листы с марками. Это был настоящий рай для коллекционеров!
А в магазине «Свердкнигаторг» (на ул. Мичурина, 25) в отделе обмена стояли годовые подписки журнала «Филателия». Но они не продавались, а только обменивались.
Марки продавались не только советские, но и из соцстран. Гашёные марки стоили дешевле, чем негашеные.
Сегодня официальным продавцом марок является только филателистический магазин АО «Марка», у которого есть интернет-магазин и филиалы в крупнейших городах России, ближайший к нам расположен в г. Екатеринбурге по ул. Бажова, д. 89.