Средне-уральское управление строительства было образовано Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР 21 декабря 1945 года как строительное Управление № 865 для строительства особо важного объекта — завода № 813 (УЭХК). Позже, в 1949 году оно было переименовано в строительство № 313 МВД, в 1962 году стало именоваться СУС, а с 1993 года — СПАО СУС.
Формирование строительного управления № 865 шло на базе выделенного отдельного строительного района Тагилстроя НКВД СССР. За неделю до образования Стройуправления 865, 15 декабря 1945 года на площадку строительства прибыла из Нижнего Тагила группа инженерно-технических работников во главе с инженер-майором Бирюковым Иваном Кирилловичем для приемки объектов недостроенного завода авиационных двигателей № 261.
Вновь организуемому строительству были переданы:
- Промышленные здания площадью 14200 кв.м.
- Брусковые двухэтажные жилые дома с печным
- отоплением площадью 4700 кв.м.
- Бараки каркасно-засыпного типа — 4900 кв.м.
- Временные бараки в лагере ИТЛ — 3000 кв.м.
- Каркасно-засыпное здание заводоуправления.
- Рубленые здания магазина и столовой.
- Каркасно-засыпное здание конпарка на 90 лошадей.
- Железнодорожный путь длиной 2,59 км, с выходом на станцию Верх-Нейвинск.
- Котельная для промышленных зданий.
Завод временно снабжался электроэнергией от подстанции завода «Б» поселка Верх-Нейвинск из-за отсутствия собственной подстанции и линии электропередач. Водоснабжение завода обеспечивалось насосной станцией и водонапорным баком на Верх-Нейвинском пруду. Водоснабжение жилого посёлка осуществлялось наземным водопроводом длиной 1200 м. Телефонная связь на заводе состояла из коммутатора на 120 номеров и временных воздушных линий. Вот всё, что получило вновь создаваемое Управление строительства.
Не было ни базы стройиндустрии, ни механизмов, ни строительных кадров. Но была задача - в кратчайшие сроки создать комбинат новой отрасли промышленности и социалистический город со всеми необходимыми для нормальной жизни детскими, учебными, культурными, просветительными и лечебными учреждениями.
1 марта 1946 года на площадку строительства прибыл назначенный начальником строительства № 865 генерал-майор Бойков Иван Павлович. Инженер-майор Бирюков И. К. был назначен его заместителем.
25 марта 1946 года был назначен остальной руководящий состав строительства 865. Главным инженером был назначен Любомирский Вениамин Евсеевич.
Затем стали прибывать первые группы рабочих.
Здание Управления строительства № 865 Первоочередными задачами были: подготовка жилья для размещения прибывающих рабочих, ИТР, административно-технического персонала и постройкома, подготовка складских помещений, очистка территории строительства от леса и кустарников, обеспечение нормального водоотвода реки Бунарка, которая во время весенних паводков затопляла значительные территории строительной площадки, разработка каменного карьера, строительство на сопке «Острая» временных растворного и бетонного заводов.
Весной 1946 года, к началу работ по строительству завода и посёлка, прибывшие военные строители и «спецконтингент» (заключенные) были обеспечены жильем временного типа.
Сформировали строительные подразделения и отделы. Работу по созданию парторганизаций, усилению идеологической работы активно вел политотдел строительства, возглавляемый подполковником Васильевым А. А.
Катастрофически не хватало техники. Строители в 1946 году имели транспортных средств:
- Паровозов — 5, из них в работе — 3,
- Автомашин — 71,
- Лошадей — 298.
Господствовал ручной труд. Грузы на высоту поднимались с помощью кранов грузоподъемностью до 500 килограммов или вручную. Раствор и бетон готовились на временных заводах и доставлялись к местам строительства на самосвалах. Первые экскаваторы появились только в 1947 году.
В 1946 году велись работы на главном корпусе завода — заканчивалась кладка стен и выполнялась кровля. Работали на линиях электропередач 110 квт, насосной станции на Верх-Нейвинском пруду и на промышленных водоводах. Строились бараки для военно-строительных батальонов и спецконтингента, жилые дома для вольнонаемных.
Вопросы с подрядчиками и проектировщиками решались на месте исключительно быстро. Сложность строительства завода заключалась в том, что одновременно со строительством шла разработка технологических схем и их проектирование. Это вызывало значительные переделки уже выполненных работ. Рабочий день длился по 12-14 часов.
В конце 1946 года в Управлении строительства № 865 работали: заключенных — 7732 человека, военнослужащих — 5829 человек, вольнонаемных — 2320 человек.
В 1947 году началось строительство объектов второй промплощадки — механической, электротехнической и тепловой базы завода и города.
Строился и город. В 1947 году была сдана в эксплуатацию первая школа на 420 учащихся, первый детский сад, началось строительство главного корпуса больницы.
Но главное — строительство завода или, как принято было говорить, объектов первой промплощадки.
Строительству требовались квалифицированные рабочие и инженеры. По направлению обкомов и райкомов партии на строительство и на завод 813 прибывали коммунисты, люди различных специальностей. Жить и работать им приходилось без благоустроенного жилья. Жили в бараках или на частных квартирах в поселке Верх-Нейвинск и ближайших деревнях — Рудянке, Шурале.
Завод строился, рос и город, но недостаточно быстро.
Немного окрепла материальная база строительства. В 1948 году у строителей было: 6 экскаваторов, 4 бульдозера, один автокран, 2 железнодорожных крана, один кран на пневмоходу и 13 компрессоров.
В мае 1949 года первая очередь завода была сдана в эксплуатацию. За три года было построено: 68 тысяч кв.м. производственных площадей, комплекс производственного водоснабжения и электроснабжения с главной понизительной подстанцией № 1 и ЛЭП-110 квт. Строительство и эксплуатация первого в стране завода по разделению изотопов урана стали школой для проектировщиков, строителей и эксплуатационников. Первый опыт пригодился при проектировании и строительстве аналогичных заводов.
Вместе со строительством основных цехов комбината была построена механическая база — цеха второй промплощадки по изготовлению механического оборудования, приспособлений, по ремонту электромеханического оборудования, гальванический и литейный цехи, ряд других служб. Производственная площадь второй промплощадки составила 18 тыс. кв.м.
Одновременно были построены 2-этажные и одноэтажные жилые дома в поселке, одноэтажные коттеджи по ул. Ленина, Строителей, Маяковского, Мамина-Сибиряка и Первомайской. Был сдан в эксплуатацию кинотеатр «Родина».
Строительство завода и жилого поселка вели:
- Коллектив района № 1 (начальник района — майор Миловзоров М. М., главный инженер Мусинов В. А.).
- Коллектив жилого района № 2 (начальник - капитан Джилавян З. С., главный инженер — капитан Чулков М. А.).
- Коллектив района № 3 (начальник — майор Мухин В. Г.).
- Коллектив района № 4 (начальник района — капитан Вержбицкий А. А.).
Из городских объектов были построены:
- Две школы, баня, столовая.
В августе 1949 года началось строительство нового, более крупного по производственным площадям завода.
К концу первой пятилетки (1946-1950) было введено 84 тысячи кв.м. жилой площади.
В октябре 1950 года руководство строительством принял от генерал-майора Бойкова, с которым произошел несчастный случай на стройплощадке, полковник Пономарев А. С.
В жилпоселке стали строить дома капитального типа, двух- и трехэтажные, но все равно жилья не хватало. Особенно острой жилищная проблема была у строителей. Курс на расширение вольнонаемного состава рабочих требовал много жилья. Как временное решение, Управление строительства селило своих рабочих в бараки. Росли поселки Фанерный, Западный, Северный, строился частный сектор. Последние бараки были построены в 1955-56 годах на улице Шевченко.
Возводились школы, промкомбинат, дом связи. Было начато строительство музыкально-драматического театра. На Театральной площади был воздвигнут первый памятник В. И. Ленину.
Из-за отсутствия землеройных машин, грузоподъемных механизмов, строительной техники по-прежнему преобладал ручной труд. Требовалась индустриализация строительных работ. Требовались новые материалы и технологии. Под руководством главного инженера строительства Сердюкова Б. М., с участием его заместителя Толмачева А. Ф. и начальника отдела Ризоватова В. В., были разработаны и испытаны новые материалы и изделия - крупные щлакогазобетонные блоки для промышленного строительства, которые позволили значительно ускорить возведение стен промышленных корпусов, затем — армоцементные плиты для покрытия промышленных зданий и газобетон для утепления кровель.
Впервые был применен метод вибровакуумирования бетонных изделий. Темпы возведения зданий из готовых элементов резко возросли, а затраты рабочей силы сократились.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 декабря 1951 года большая группа строителей, «наиболее отличившихся при выполнении специального задания Правительства», была награждена орденами и медалями СССР.
В 1952 году произошла смена руководства строительства. Начальником строительства был назначен инженер-майор Консулов Аркадий Никитич. Начали проводиться первые работы по внедрению преднапряженных железобетонных конструкций. Так, на водозаборных сооружениях были забетонированы резервуары для воды с предварительным механическим натяжением арматуры. В строительстве стали применять сборный железобетон, большеразмерные строительные детали. Это значительно ускорило темпы строительства и удешевило его. Стройка стала работать рентабельно. Затраты на 100 рублей выполненных строительных работ составили 96 рублей.
С 1954 года по 1957 год на самостоятельной площадке, с собственной системой водоснабжения и электроснабжения, главными понизительными подстанциями, строителями был построен завод № 5. Большие гидротехнические работы в связи со строительством этого завода были выполнены строителями по Нейво-Рудянскому пруду. Очистка акватории, намыв дамб, прокладка водоподводящего канала к береговой насосной станции, строительство водосбросов и другие гидротехнические работы были выполнены в срок и с хорошим качеством.
За 1950-1955 годы в жилом поселке было введено в эксплуатацию 122,3 тыс. кв.м. жилой площади, сдан главный корпус больницы и поликлиники, родильный дом, стадион с трибунами на 5000 мест, техникум, Дом культуры и ряд других объектов.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 марта 1954 года жилпоселок был переименован в город Ново-Уральск.
Начиная с 1956 года, строители начали вести работы не только в своем городе, но и в других городах Свердловской области. Усложнилось руководство строительством.
В 1957 году на должность начальника строительства был назначен полковник Мухин В. Г.
В 1955-1960 годах в городе было построено значительно больше жилья, чем в прежние годы, — 160 тысяч кв.м. Были построены детские учреждения на 860 мест, школы на 3680 учащихся, 4 больницы, 3 поликлиники, техникум, Дом Культуры, здание Горсовета.
Количество вольнонаемных выросло до 36,8 %. Стало меньше ручного труда. В 1960 году у строителей было уже: 24 экскаватора, 22 башенных крана, 20 автомобильных кранов, 47 бульдозеров. Но объем выполненных работ по сравнению с предыдущей пятилеткой все же снизился на 13%.
В мае 1961 года начальником строительства был назначен Латий В. Н. В июне 1960 года главным инженером строительства был назначен Гороховский Л. И.
В 1961 году было начато строительство полносборного из виброкирпичных панелей, с железобетонными рамными конструкциями, здания № 301 с высококачественной отделкой производственных и бытовых помещений (закончено в 1964 году). Последующие промздания строились по его образцу.
В 1962 году была построена и введена в эксплуатацию ТЭЦ, которая обеспечила теплом и горячей водой город и комбинат. После окончания строительства 3-ей котельной ТЭЦ были ликвидированы мелкие котельные № 1, 2, 4, 5, которые в своё время были построены в городе и на промплощадках.
В городе стали строиться дома высотой в 4 и 5 этажей — долговечные, капитальные и надежные. Из их несущих конструкций, кроме крыш, было полностью исключено дерево.
8 октября 1964 года Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР нашим строителям было поручено возведение объектов другого Министерства (заказ 373). Для выполнения задания в район строительства был переведен личный состав строительства, выведена основная масса строительной техники и транспорта.
В Новоуральске осталось лишь СМУ-2 с неполным людским составом, которое выполняло ряд необходимых работ по жилищному строительству и Средне-Уральскому машзаводу (СУМЗ — так теперь назывался завод № 813). В начале 1967 года, выполнив задание по строительству объектов заказа 373, строители вернулись в город. Но не все. Значительная часть работников была переведена на другие площадки.
Новому руководству строительства (Гороховскому Л. И. и Дерябину И. Е.) пришлось заново создавать коллектив и подразделения строительства. Было вновь создано СМУ-1 по строительству объектов УЭХК. Для строительства филиала завода ЗИЛ было создано СМУ-4. Для строительства объектов 2-ой промплощадки, базы УРСа и Кировградских объектов было создано СМУ-5. Было воссоздано Управление Автотранспорта. В это же время было создано УПТК, Управление Механизации. Вскоре появилось еще одно Управление — Электроснабжения. Позднее были созданы новые, специализированные управления — СМУ-7, СМУ-8, СУ-9. Для строительства ГПТУ-90 и собственной базы строителей было создано СМУ-6.
Начались, теперь уже ремонтные, работы на Средне-Уральском машзаводе. В городе появился новый заказчик — отдел капитального строительства Горисполкома. По его заказам велось строительство некоторых жилых и соцкультбытовых объектов в городе. Но главным заказчиком в городе был СУМЗ.
Существенно расширилась и география строительства. Появились заказчики в поселке Верх-Нейвинск, в городах Кировграде, Невьянске и Свердловске.
По постановлению ЦК КПСС и Правительства Управление строительства приступило к строительству на территории города филиала автозавода им. Лихачева. Производственные площади одного лишь главного корпуса составляли 118 тысяч кв.м. Кроме него, необходимо было построить административно-бытовые помещения, очистные сооружения, механизированные склады, систему теплоснабжения с котельной. Филиалу автозавода был передан первый объект — завод № 5 — бывшее здание Средне-Уральского машзавода площадью более 50 тысяч кв. м.
Строительство Новоуральска ведется индустриальными методами.1970 год — год выполнения повышенных социалистических обязательств по достойной встрече 100-летия со дня рождения В. И. Ленина — был одновременно годом собственного 25-летнего юбилея Управления строительства.
За двадцать пять лет руками строителей были построены завод новой отрасли промышленности и социалистический город. В Новоуральске выросли новые жилые кварталы с домами повышенной этажности. В других городах, поселках и в сельской местности были построены промышленные и соцкультбытовые объекты, жилье и объекты сельскохозяйственного назначения.
Для трудящихся города и области были построены и сданы в эксплуатацию здания, которые за качество работ и применение новых материалов и конструкций были удостоены дипломов Госстроя РСФСР. Это: Дворец Пионеров, кинотеатр «Нейва», детская поликлиника — в городе Новоуральске; Областной дом Политпросвещения, Дворец «Урал» и Дворец имени «50 летия Октября» — в городе Свердловске.
В 1966-70-х годах строители проводили модернизацию собственных предприятий. Велась реконструкция лесобиржи, с устройством водного бассейна на 2800 кв.м., механизированной сортировкой, бревнотаской, распиловкой и раскладкой материала. Были сданы в эксплуатацию два корпуса для выпуска столярных изделий, построен цех по окраске столярных изделий методом струйного облива. Заработала полуавтоматическая линия изготовления окон и дверей. После реконструкции ДОК стал механизированным предприятием. Были построены производственные корпуса завода железобетонных изделий. На ЖБИ стали выпускать около 800 типоразмеров бетонных, железобетонных и мозаичных изделий. Наконец, началось строительство домостроительного комбината (ДСК) мощностью 75 тыс. кв.м. жилья в год. В 1973 году ДСК на своих первых, сданных в эксплуатацию площадях, освоил выпуск керамзито-бетонных панелей для соцкультбытового строительства. ДСК позволил начать ускоренное крупнопанельное строительство.
В 1966-70-х годах ввод жилья составил 232,7 тыс. кв.м. Вольнонаемных в строительстве было 67%.
В августе 1973 года начальником строительства был назначен Дерябин И. Е., главным инженером строительства — Губенин Е. Б. В 70-х годах было развернуто соцсоревнование, стимулировали рационализацию и изобретательство, внедряли научную организацию труда (НОТ). За успехи в соцсоревновании присваивались звания коллективов коммунистического труда.
В мае 1974 года начальник строительства Дерябин И. Е. был назначен на должность начальника 10 Главного Управления, Начальником строительства вместо него был назначен Опарин Всеволод Дмитриевич.
В 1970-х годах (за 10 лет) Средне-Уральским управлением строительства было построено около одного миллиона кв.м. производственных площадей, более 250 тысяч кв.м. площадей объектов соцкультбыта, 780 тысяч кв.м. жилья, в том числе в Новоуральске — 400 тыс. кв.м. Были введены в эксплуатацию 20 промышленных комплексов, построен филиал ЗИЛа — Уральский автомоторный завод. Были введены в эксплуатацию: хлебозавод, мясокомбинат, АТС, станция технического обслуживания, четырнадцать детских комбинатов, три школы, пионерлагерь «Таватуй». Такими же темпами строили и в начале 80-х годов.
Началась перестройка.
В декабре 1986 года начальником строительства был назначен Боков Петр Иванович. С 1987 года предприятие прошло через все новые формы организации труда — от коллективного подряда до самофинансирования. Наконец, в 1991 году был осуществлен переход предприятия в акционерное общество — СПАО СУС. До последних лет СПАО СУС удавалось сохранять объемы строительно-монтажных работ и весь 10-ти тысячный коллектив строителей, но затем болезнь распада поразила и некогда могущественную городскую строительную империю.
В настоящее время Среднеуральского управления строительства в Новоуральске не существует.